Зоя КАЧАНОВСКАЯ
ГИБЕЛЬ МАШЕРОВА: зачем нужны фальсификации?
Часть 3 (окончание)
Андрей КАРАЛЕНКА ищет ответ
Фильм “УБИТЬ РЕФОРМАТОРА!”: пятая провокация
А.К.: Поменяемся условно ролями – я задам два вопроса, чтобы видеть Ваше понимание фильма.
Первый вопрос -- общий: какие несоответствия известным реалиям Вы заметили?
З.К.: Буду пользоваться Вашей терминологией – деталь и нюанс. Первая деталь, даже две одновременно: машины движутся по узкой районной дороге, зимой. А авария случилась на четырёхполосной автомагистрали между Минском и Борисовом 4 октября, в середине осени, когда деревья были ещё жёлтыми, даже зелёными.
Для чего фальсификация этой реальности? Понять невозможно ещё и потому, что дальше официальные фотографии и съёмка выкрывают фальшивку. Если у Вас есть версия, скажете потом, я хочу отметить и два нюанса.
Автомобиль-фургон, с “будкою”, обогнал какую-то легковушку и выехал на встречную полосу -- движется навстречу “Чайке”, то есть водитель пошёл на таран. Реально же был самосвал ГАЗ-53Б, который “внезапно выскочил” из-за самосвала МАЗ-503Б и двигался поперёк дороги, а не навстречу “Чайке”. Зачем и здесь фальсификации реальности?
А.К.: Этими вопросами и я задавался. По-моему, ответ прост: поставить сюжет по реальной обстановке – хлопотно и дорого. А главное – будут показаны детали. Если же показать детали, то достигнуть цели невозможно -- фильм как провокация не состоится. Хуже, зритель увидит реальную картину и задумается: кто и почему нарушил правила движения, какие? Потому нужна ложь-фальсификация -- увести зрителя в абсурд, закрутить ему мозги так, чтобы всё переблыталось, чтобы никто ничего не понял.
В этом нереальном, даже абсурдном сюжете воочию цинизм авторов, их презрение к зрителям -- отношение, как к быдлу: сначала удивятся, потом пожуют и проглотят. Профессионалы так не поступают из самолюбия, из уважения к своей профессии – только шоумены от “быдло-шоу”. Я не говорю о честности и порядочности авторов: в фильме её и не заметно – только ложь, подлость и мерзость.
В подобных ситуациях с благодарностью вспоминаю советских политических обозревателей, ссылавшихся на доктора Геббельса: “Чем наглее ложь, тем больше шансов, что ей поверят”. Хотя ложь наставников советского агитпропа Жданова и Щербакова была не менее наглой, даже более, все ссылаются на Геббельса -- советская школа: про ложь Жданова и Щербакова знает один из тысячи, а Геббельса – все, кто читает газеты, смотрит “ящик”.
Сюжет больше можно не рассматривать: фальшивка примитивная и циничная. Скажу ещё лишь об одном нюансе: если бы “газ”-фургон и “Чайка” столкнулись по этому сюжету, -- суммарная скорость 190 километров в час! – сгорели бы не только эти две машины с людьми, но и легковушка, которую обогнал “газ”-фургон: ей деваться некуда – только в кучу, в костёр.
Один мой товарищ, шутник-зубоскал, любил говорить: “Можна б і дурней, але будзе занадта: разваліцца адразу”. Здесь дурнее невозможно -- вершина дурноты и цинизма.
Покажем читателям два фото-фрагмента, на которых видна широкая ДОРОГА (без снега) и ОСЕНЬ (на деревьях листья), иначе они поверят Каневскому, что 4 октября 1980 года под Минском выпал снег.
-- О наших предыдущих встречах я рассказала отцу -- он задумался: что же реформаторское придумал Машеров? Вспомнил: когда стал главным идеологом в ЦК КПБ, в Беларуси впервые после войны начали разрушать церкви, а когда его избрали вождём, приказал снести историческую часть Минска, даже прочитал 4-часовую лекцию архитекторам, как застраивать Минск. Уж не в этом ли реформаторство Машерова? Потому в фильме – пустозвон агитпропа, видно даже на фрагментах.
Но есть и нюанс. Обратите внимание, Брежнев приветствует народ правой рукой, а Машеров – левой и, улыбаясь, смотрит не на толпу-народ, а на генсека: если бы поднял правую руку, не мог бы взглядом облизывать Брежнева.
-- Великолепный фрагмент! Браво! Я этого не уловил, спасибо. В качестве продолжения “серии облизывания” покажу деталь, интересную немного шире.
Андрей Павлович достал из папки Xerox-копию статьи “Загадки Петра Машерова” (“Народная газета” – “Союзное вече” №2(182) 14 - 20 февраля 2008 года) и показал в ней подзаголовок “С Брежневым не целовался”. Статью я не читала, даже не видела. Прочитала первый абзац и посмотрела на Андрея Павловича вопросительно:
-- Что здесь особенного? Или читать до конца?
-- Достаточно прочитать подзаголовок.
Он подошёл к компьютеру, включил фильм и остановил на кадре, где Брежнев и Машеров целуются. Я ахнула!.. А я-то не обратила внимания: подумаешь, новость – Брежнев целуется c Машеровым. С кем он не целовался? От этих поцелуев уже и моего отца не тошнит – смеётся от души: “С этим идиотизмом нужно расставаться, смеясь. Над собой…”
-- Оказывается, даже в таких пошлых сценах есть нюансы…
-- Ещё какие! И главное здесь не ложь как ложь, -- у биографов Машерова она безразмерная, -- а именно нюанс: хотел Машеров целоваться с Брежневым или не хотел, не он, а Брежнев решал, с кем целоваться. Авторы “СВ” не только солгали, но и ложь вывернули наизнанку. От кремлёвских поцелуев ёжился-коробился Союз, над кремлёвскими старцами издевались диссиденты, недоумевал Запад. А они цепляли на себя блестящие цацки и целовались – деД-сад…
Облобызав лицо Брежнева, Машеров сразу же, в благодарственной речи, так старательно “вылизал” его известное место, что облизывание взглядом можно и во внимание не принимать, если бы не ложь. А для чего авторам “СВ” нужна ложь, они объясняют здесь же: “Пётр Машеров был человеком гордым”. Воистину – гордость лакея...
Эта статья – набор легенд из повести Славомира Антоновича, некоторые настолько абсурдные, что барон Мюнхгаузен, несомненно, ворочается в гробу. В моём исследовании подробно анализируются все легенды – я показываю ложь как ложь явную, “фигуру умолчания” и фальсификации реалий. Эта ложь из последних – к 90-летию…
Мы отвлекаемся от фильма. Что ещё смутило Вас?
-- Машеров у камина – сжигает документы. Ни его биографы, ни сестра Ольга Мироновна Пронько даже не упоминают, что в квартире Машерова был камин. Библиотека – да. Есть фотография: Машеров в пиджаке, при галстуке на фоне стеллажа с книгами -- читает. Примитивное фото: так не читают -- позируют… И про пианино упоминается. Камин – важный штрих для того времени даже в квартирах вождей: если бы был, упомянули бы. Плюс – документы…
-- Начальник охраны Машерова полковник КГБ Валентин Сазонкин много и подробно рассказал как о Машерове, так и о его семье, он был в ней на уровне родственника, но о камине не упоминает.
Журналисты часто встречались с вдовой Машерова Полиной Андреевной, но и она об этом событии в семье -- сжигании документов накануне “перевода в Москву” и загадочной трагической поездки -- тоже ни разу не обмолвилась. Если бы камин был, несомненно, и журналисты обратили бы на него внимание: она принимала их в гостиной, а не в прихожей, не в коридоре.
Да и Машеров не преминул бы показать себя сидящим задумчиво у камина – как у партизанского костра: Машеров – артист-демонстрант, была бы серия фотографий. Их нет...
“Документы”, которые сжигал Машеров в камине, и загадочный “чемоданчик-дипломат” появились в воспоминаниях Натальи Машеровой после первой публикации в Сети моего исследования “Гибель Машерова”. Помните, на Ваш вопрос, куда ехал Машеров “в Борисовский район”, я сказал о версии, которая у нас была на слуху: Машеров ехал в Борисов, чтобы поздравить свою первую учительницу с 80-летием. Это значит, что в машине были цветы и подарок. На них – “фигура умолчания”. Вот вместо цветов и подарка появился “чемоданчик-дипломат” с “важными документами”, якобы исчезнувший после аварии – прямой намёк на заговор “кремлёвской мафии” и покушение.
Наталья Петровна, сказав “а”, не сказала “б” -- куда ехал “преемник Косыгина” с "важными документами"? Вопрос “Почему не сжёг их?” повисает, как и аналогичный – почему те документы, что сжёг, не взял с собой? Что в них было – компромат на него, Машерова? Далее -- логично: почему Наталья Петровна и Полина Андреевна более двадцати лет молчали о сожжении Петром Мироновичем “важных документов” и “чемоданчике-дипломате”?
Думаю, Наталье Петровне следовало сначала сказать правду о том, куда Пётр Миронович, надев самый новый костюм, уехал в субботу 4 октября во второй половине короткого осеннего дня -- “замкнуть” поездку на учительнице-подпольщице, а потом городить огород про документы и чемоданчик – выглядело бы хоть и не очень убедительно, зато логично, кто-то поверил бы. А так её легенда шита очень-очень белыми нитками – светятся, как фликер.
-- Загадочна и история с бронированным “зилом”, Наталья Машерова называет его “танком на колёсах”. Она утверждает, что машину подменили: если бы Пётр Миронович ехал в “зиле”, то в той аварии остался бы жив. Биограф Антонович во втором издании повести “Пётр Машеров” отвергает версию о подмене машины…
-- Он не мог не опровергнуть эту легенду потому, что в первом издании – автомобиль “Чайка” без никаких намёков на подмену машины. Только с водителем была какая-то неумная интрига – намёк, что водитель как бы сукин сын. Но Машеров его любил почему-то…
Тут есть важный нюанс, хорошо заметный в следственных документах, на которые ссылается автор: на чём, с кем и как ехать, начальник охраны даже не предлагал Машерову – он сам распоряжался. И никто Машерову не перечил, даже председатель КГБ БССР, который лично отвечал за безопасность Машерова…
Но нам, Зоя Васильевна, сейчас нужно говорить совершенно о другом – о законах механики. Вы любили физику в школе? Какая оценка в аттестате? Пятёрка?
Если бы пятитонный бронированный “зил” врезался в газ-самосвал в том месте, что и “Чайка”, то не повис бы на нём, а протащил бы метров на десять. Возможно, передняя часть самосвала согнулась бы, а мотор сорвало бы с рамы. Безусловно, кабина была бы сплющена или сорвана. Однако важны не эти детали – что было бы с Машеровым? Он сидел на переднем сиденье, не пристёгнутый ремнём безопасности. При столкновении “зила” с самосвалом на скорости 120 километров в час Машеров вылетел бы из сиденья и головой ударился бы о бронестекло переднего окна – голова размазалась бы по стеклу. А если бы стекло вырвалось из проёма, то тело Машерова вылетело следом – как реально было в “Чайке”, о чём я умолчал, намекнув лишь про “школу милиции”: азбука. Я говорю “тело Машерова”, то есть уже труп, потому что он погиб как только “Чайка” стукнулась в самосвал. То же было бы и в “зиле”. Если Наталья Машерова не знает этой азбуки, то муж её и все эксперты знают хорошо -- как и азбуку кирилличную.
-- Почему же она говорит заведомую ерунду? Нам в автошколе говорили, что пассажир на переднем сиденье при лобовом столкновении машины с препятствием погибает при скорости сорок километров в час, если не пристёгнут ремнём безопасности. А один преподаватель сказал, что можно остаться живым при скорости сорок и погибнуть при двадцати – важны ещё машина, место в машине и обстановка, дорога и десяток иных нюансов, которые выбирает судьба человека.
-- Верно. Советские специалисты знают об этом с августа-сентября 1959 года – с американской автомобильной выставки в Москве. Наталье Машеровой и сёстрам Петра Мироновича известна ВСЯ ПРАВДА. И не только о причинах аварии. Но они никогда её не скажут -- будет катастрофа. Да и не должны говорить: это было бы аморально. Но и лгать – тоже аморально. Потому, чтобы отвлечь историков и диссидентов от поиска правды об аварии, ей лучше молчать -- перестать обвинять “кремлёвскую мафию” и придумывать легенды одна другой глупее: легендарность Машерова изрядно всем надоела – примитивная ложь очевидна.
Но Наталья Петровна этого не понимает: к 90-летию со дня рождения Машерова П.М. запустила через “Комсомольскую правду” новую легенду -- не только наговорила всякой несуразицы о происхождении фамилии, но и показала документ, который, по её мнению, подтверждает “французские корни” семьи по отцовской линии. А получилось по-Черномырдину: во “французских корнях” запуталась не только сама мадам Машерова-Машера, но и журналист, и историк-консультант. Одновременно она показала, -- именно показала, -- что биографическая повесть О. М. Пронько(Машеровой) “Семья Машеровых” в части вступления Мирона Машеры в колхоз -- легенда абсолютная. Надеюсь, Вы понимаете, что я говорю кратко и деликатно?
-- Деликатно – обязательно, но краткость в данном случае не сестра таланта…
-- Проблема не в моих способностях – мы уйдём в сторону от фильма. Документ тот воистину исторический и судьбоносный для семьи Мирона Машеры: из него понятна причина ареста отца семьи, изменения семьёй фамилии, переезда семьи в Россоны (отец погиб в Гулаге), получения там квартиры, эвакуации семьи в тыл якобы в июле 1941 года…
Вот как всё взаимосвязано: от “танка на колёсах” – назад, в далёкие тридцатые и в “тысяча девятьсот проклятый год”.
О “танке на колёсах”: детали. Знаю из первых рук: были изготовлены три бронированные “зила”. Одну машину инженеры-испытатели разбили и разломали на полигоне НАМИ, на другой ездил Брежнев, а третья стояла в кремлёвском гараже как запасная. Если в гараже ЦК КПБ были два “зила”, то оба одинаковые, но не “танки на клёсах”, один – для председателя совмина…
-- У меня нет больше вопросов – покажите и расскажите про другие фальсификации.
-- Сначала вкратце восстановим дорожную обстановку перед аварией.
В сторону Борисова по осевой линии движется кортеж: “Волга” светло серого цвета, за рулём ст. лейтенант Олег Слесаренко, справа – ст. лейтенант Виктор Ковальков с мегафоном, он -- старший эскорта. За ними на расстоянии 60 метров – “Чайка”: водитель Валентин Зайцев, справа – Пётр Машеров, на заднем сиденье майор КГБ Валентин Чесноков, начальник охраны Машерова. Дистанция 60 метров – регламент по инструкции КГБ. Замыкает кортеж патрульная “Волга” ГАИ, водитель ст. лейтенант Михаил Прохорчик, расстояние до “Чайки” 300-500 метров.
В сторону Смолевичи-Минска движется самосвал МАЗ-503Б, за рулём Николай Тарайкович. За ним, на расстоянии около 70 метров – самосвал ГАЗ-53Б, гружёный картофелем, за рулём Николай Пустовит, водитель экспериментальной базы “Барсуки” Смолевичского района.
Самосвал МАЗ-503Б движется вблизи осевой линии; эта машина выше “газ”-самосвала, потому у Пустовита сектор обзора ограниченный: он не видит осевую линию, но видит, что встречная полоса свободная. Перед поворотом на Смолевичскую птицефабрику, у деревни Плиса, Пустовит неожиданно заметил, что впереди идущий самосвал стремительно как бы надвигается на него. Промедление – гибель. Поворачивать вправо нельзя: там кювет глубиной полтора метров и сорокалетние липы – смерть неизбежна. Слева -- встречная полоса, она свободная, повернул влево…
Что же случилось на дороге? Водитель самосвала МАЗ-503Б Тарайкович неожиданно затормозил. Что значит неожиданно для Пустовита? В автомобиле МАЗ-503Б не горели сигналы торможения. А скорость – 70 километров в час, почти двадцать метров в секунду: у Пустовита было не болей полтора секунды на торможение и принятие решения…
Почему не горели сигналы торможения? Моя версия: ТАК НАДО по сценарию операции – фонари были заранее отключены от тормозной системы. А господин Каневский объясняет причину просто и наглядно: монтировкой разбивает фонари.
Помните “Ревизор” Гоголя? “Александр Македонский – полководец, но зачем же стулья ломать?” Здесь хуже: чтобы не горели сигналы торможения, не нужно бить монтировкой по фонарям – нужно отсоединить электрический провод от крана тормозной системы. Легко и просто! И надёжно в широком смысле: з разбитыми фонарями нельзя выезжать за территорию автобазы. А тут Московская автомагистраль: операция могла сорваться из-за случайной встречи с патрулём. Да и Пустовит – общественный автоинспектор. Вот какое совпадение...
Монтировка в руках Каневского – документ-свидетель: у авторов и намерения не было “следствие вести” -- лишь “быдло-шоу” показать.
-- Исследуемая авария -- самая невозможная, а “следствие вели с Леонидом Каневским” выполнено так примитивно и неряшливо, что я готова согласиться с Вами: фильм заказной, ибо никакого следствия по существу нет – только примитивное шоу.
-- Повторяю: в том и цель Каневского -- не допустить анализа нарушений специнструкций КГБ охраной Машерова, о которых пишет биограф Антонович, ссылаясь на материалы Верховного Суда Республики Беларусь. Там всё однозначно: все правила нарушены по указанию Машерова. И я говорил об этом журналисту М. Только я оцениваю нарушения иначе, чем судьи и Антонович. В разнице оценок – направление поиска истины. Именно это направление и обязан был заболтать, превратить в шоу господин Каневский. Что он и сделал, размахивая монтировкой: он выбрал одну-единственную деталь на пути к истине, -- отсутствие сигналов торможения у впереди идущей машины, -- и превратил её в убогий фокус, который вписывается в версию Машеровых “Петю убили”, "кремлёвская мафия". Остальные детали отсутствуют вообще, ибо разрушают версию Машеровых, не оставляя даже зацепки.
Каневский такой же следователь, как Машеров -- реформатор: оба -- шоумены-фокусники.
-- Вы один против всех -- один в поле воин?
-- Почему же один? А Вы не согласны? (Андрей Павлович смеётся.) В Интернете много аналитиков, которые считают Машерова ничтожеством. Добавлю: таким же ничтожеством, как и те, кто его поднимал вверх. Плюс -- талант артиста, талант особый и ещё никем не исследованый.
-- Вы знаете, кто поднимал Машерова вверх?
-- У меня есть достаточно аргументированная версия. Версия – моё мнение, мой погляд на основании фактов и документов.
-- Даже документов? Откуда они у Вас?
-- Они будут и у Вас, если захотите – идите в библиотеки и архивы, ищите и читайте внимательно, выписывайте, сравнивайте и анализируйте, но… Но сомневайтесь в каждом слове: сомнение – путь к истине. Сомневайтесь даже в документах: там много лжи и фальсификаций. Я видел это -- сравнивал документы. Сравнивайте документы -- увидите путь к правде…
-- Вы обещали в конце каждой беседы показывать мне что-то интересное как свидетельсво уровня Машерова или его биографов…
-- Ещё несколько слов о фильме. Сначала напомню о том, о чём сказал мимоходом.
Авторы документального фильма “Убить реформатора!” хотят знать причины аварии, но не пригласили ни одного участника “дтп” -- ни Николая Пустовита, ни Олега Слесаренко, ни Виктора Ковалькова. Зачем ехали в Минск -- кого и что искали?
В Верховном Суде Каневскому не показали ни одного – ни одного! – документа по аварии: о какой документальности речь?
Генерал Владимир Колесников знает всё, но ничего не сказал. О чём фильм?
Антонович, Бабосов и Машерова повторили свои мифы-легенды – они и есть то, ради чего ехали в Минск Каневский и журналисты: в фильме – обыкновенная советская пропаганда, циничная и наглая. Я говорю деликатно…
Вот фото-фрагмент.
Приглядитесь к хлопцам: в одинаковых габардиновых пальто, в шляпах, вышли из храма, превращённого в склад, идут к машине, чтобы уехать в аэропорт Внуково: это -- полковники КГБ. Машина обшарпанная, ржавая и грязная… Карикатура? Над кем посмеялся Каневский. Думаю, не над КГБ...
Наталья Машерова в одном интервью говорила, что эти полковники в тот день, 4 октября 1980 года, ехали из Москвы на машине и на дороге повстречались з разбитой “Чайкой” – опоздали. Вы можете представить, чтобы полковники КГБ, выполнявшие ответственнейшее поручение Андропова, ехали в Минск на машине? О других нюансах такого поручения говорить не буду: азбука. Так были ли полковники-от-Андропова? Вес шум-звон – убогая мифология Машеровых и их партизанско-партийного окружения.
-- Для чего же такой примитивный сюжет понадобился авторам?
-- Это продолжение легенды о “чемоданчике-дипломате” – штатная пошлятина-от-кино в расчёте на то, что народ-зритель, низведёный до уровня стада баранов, пожуёт и проглотит. А авторы выпьют по бакалу шампанского за успешное выполнение задания по нейтрализации выскочки-наглеца, замахнувшегося на последнюю тайну Машерова…
-- У Машерова так много тайн?
-- Много – бытовое определение, подразумевается более семи. Если же говорить конкретно – незлічона.
-- ???!!!... И почему на-белорусском?
-- Па-руску? Неисчислимо. Адчуваеце? Ненатуральна, натужна, “рэжа вушы”: чужое, не па-нашаму. Дробязь, але важная... Я ведаю Галоўную і Апошнюю тайны Машэрава на ўзроўні версій, яны слушныя. Нейкую адну тайну можна ўмоўна назваць Першаю. Умоўна, бо немагчыма вызначыцца, з каго і чаго пачынаць лічыць і разблытваць тайны: у біяграфіі Машэрава ўсё заблытана-пераблытана – як каўтун, а “фигура умолчания” безмежная.
Цяпер – пра Машэрава и яго біёграфаў. Спачатку – прадмова: чытайце вось гэта.
Андрей Павлович показал в книге Антоновича абзац, выделеный красным фломастером:
“Отец очень гордился, например тем, что Центральная (теперь Октябрьская) площадь в столице занимает второе место в Европе по величине…”
Прочитала и гляжу на него вопросительно. Он молчит. Жду.
-- Трудная задача -- деликатно комментировать эту гордость гения и его учёной дочки. Красная площадь в Москве – что? А Дворцовая в Петербурге? Тоже не тянет. И Александерпляц не может приблизиться к минскому шедевру. Вероятно, лишь площадь Святого Петра в Риме с позволения Машерова и Натальи Петровны может стать рядом с их любимой Центральной.
Ещё: “Взять, к примеру, создание Кургана Славы. Это по предложению Машерова была сделана лестница… Авторы проекта… говорили ему, что такую лестницу построить невозможно. Пришлось Петру Мироновичу сделать математические выкладки, чтобы их убедить…”
Осрамились выпускники БПИ перед выпускником довоенного Витебского пединститута Машеровым: спустя 30 лет он “сделал математические выкладки” по грунтам и фундаментам – преподал урок. Гений…
А теперь, Зоя Васильевна, вспомните историю по школьной программе:
“Перед авторами проекта отец поставил задачу: Курган Славы должен быть выше Кургана при Ватерлоо…”
Что такое “Битва народов” под Лепцигом?
Вопрос неожиданный! Я почувствовала себя школьницей на экзамене. И не таится ли в вопросе какая-то заковыка, про которую я ничего не знаю: двадцать пять лет прошло после школы. Ответила осторожно:
-- Это сражение армий коалиции -- России, Англии и Пруссии с армией Наполеона. Наполеон потерпел поражение, его сослали на остров Эльба. Спустя год он бежал -- вернулся в Париж. Период его власти называется “Сто дней”, потом была битва под Ватерлоо – окончательный разгром Наполеона Англией и Пруссией. По-моему, оттуда -- “Гвардия умирает, но не сдаётся!”…
-- Великолепно!.. Вы не упомянули Швецию, не назвали маршалов Бернадота, Веллингтона и Блюхера… А главное – что было после разгрома армии Наполеона?
Я всёравно чувствовала себя школьницей -- не поняла вопроса:
-- Его сослали на остров Святой Елены, где-то в Атлантике…
-- Главное – мир в Европе после двадцати лет непрерывных войн Наполеона. А что такое операция “Багратион”? Сравнивать её со Сталинградской и Курской битвами некорректно: те были поворотными в Отечественной войне. А операция “Багратион” – заурядная, да и выполнялась дурнее не нужно: не щадили ни солдат, ни мирных людей. Курган Славы – прикрытие цинизма и подлости при проведении этой операции. Машеров отличился дважды: мемориальный комплекс “Хатынь” – часть из серии “Камуфляж”. Официально называется “Памятью” – для прикрытия. О большем говорить -- не к месту…
Это – о гениальности и эрудиции Машерова. И намёк… Ещё немножко о Машерове и авторе.
Андрей Павлович взял с полки книгу “Пётр Машеров” Славомира Антоновича.
-- Во втором издании Антонович несколько раз называет Машерова гением, но его характеристика – на уровне “халва, халва…” Чтобы она была убедительной, он “сравнил” с Машеровым Зимянина М.В., Киселёва Т.Я. и Горбачёва М.С. – вымазал их грязью: такой хитростью показал превосходство над ними Машерова. Подлый приём. Однако автор отметил, что Горбачёв относился к Машерову хорошо. Вот здесь читайте медленно, внимательно.
Андрей Павлович показал в книжке выделенное им место:
«Любимым видом отдыха у Горбачёва была “ходьба по лесным дорогам”. В одну из встреч в Кисловодске вместе с жёнами они поехали на Домбайский перевал, который в своё время переходили А.Н. Косыгин и У.К. Кекконен...»
Обратите внимание: “в своё время переходили”. В какое “своё время”? Это -- свидетельство не только профессиональной неряшливости автора, но прежде – циничного неуважения к читателю.
Я был в Домбае в 1962 и 1963 годах: первый раз шёл из Теберды в Сухуми через Клухорский перевал, второй раз -- из Архыза в Красную Поляну через Марухский. Видел следы боёв -- на земле и деревьях, там ещё валялись вьючные сёдла и кости лошадей, позже читал о сражениях на перевалах. Косыгин и Кекконен могли идти только через Клухорский перевал: он самый доступный в районе Теберда-Домбай-Архыз, до него можно и на машине доехать. А Домбайский перевал совсем иной, он и называется иначе, его нет на туристских картах, потому что туристам недоступен.
-- Получается, автор пишет, не зная о чём? “Повторяет” свою медаль “За защиту Москвы”…
-- Именно так! Одни рассуждают, не зная о чём, другие пишут об этих рассуждениях, ничего не понимая по существу… Но тут есть и тайный замысел: Косыгин притянут сюда за уши, чтобы присоединить к нему Машерова -- “Машеров-и-Косыгин”. Примитивная хитрость, но кому-то же нужно показать связь “преемника” с Косыгиным хотя бы так …
А теперь – “на посошок”: уточните детали и напишите комментарий как Post scriptum.
Андрей Павлович дал мне несколько Xerox-копий, где были подчёркнуты места, на которые нужно обратить внимание.
-- Напишите свои комментарии по дате рождения Петра Машерова, Xerox-копия “Декрета” от 24 января 1918 года здесь; о бедности семьи Машеровых и о работе Матрёны. И 1928 год: две коровы. Коротко -- в узком взгляде “Легенды и фальсификации”.
Я выбрала несколько фрагментов.
Славомир АНТОНОВИЧ: “В середине деревни стоял небольшой крестьянский дом Мирона Машерова. 13 февраля 1918 года в этом доме родился пятый ребёнок – Петя…”
Виктор АНАТОЛЬЕВ, Светлана ДЕДИНКИНА: “Он родился в бедной крестьянской семье на Витебщине… Вернувшись с Первой мировой войны, отец, Мирон Васильевич, занялся постройкой нового жилья…”
О.М. ПРОНЬКО(МАШЕРОВА): “Поженились родители в 1907 году… Жил папа в доме своих родителей вместе с семьёй старшего брата Михаила… После возвращения папы с войны, в 1917 году, родители начали строить свой дом… Дом получился хороший, светлый, просторный (пятистенка)… 1918 год был ознаменован не только возведением нового дома, но и появлением в семье 13 февраля второго сына – Пети…
Павлуша с семилетнего возраста пас коров в лесу (до 28 года у нас было две коровы – Потеха и Роза)…”
Владимир ЯКУТОВ: “Главную тяжесть семейных забот взяла на свои плечи старшая дочь Матрёна… Она отказалась от учёбы, всю свою доброту, нежность и ласку перенесла на младших братьев и сестёр…
…Павел делал всё возможное, чтобы помочь брату и сёстрам Матрёне, Ольге и Наде твёрдо стать на ноги. Большую часть заработка он отдавал им. Правда, старшая из сестёр Матрёна, желая облегчить материальное положение родных, тоже поступила на работу...”
Андрей Павлович, позвольте воспользоваться Вашим приёмом – вопрос “на посошок” можно? Вы сказали, что фильм “Убить реформатора!” – пред-последняя провокация в 2006-м году. А о последней -- ни слова…
-- Верно. Потому что я более наивный, чем позволительно в моём возрасте: меня “вели” буквально со следующего дня после первой публикации в Интернете – с 16 февраля 2001 года. А я этого не замечал. Грустно и горько. Но финал аказался интересным: мой “ведущий” неожиданно раскололся, да так откровенно, что я остолбенел от удивления. Что же было интересным? Во-первых, я прошёл через методы провокатора – знаю их не понаслышке; во-вторых, он косвенно поставил печать “с подлиным верно” на мою версию о причинах аварии, а значит и гибели Машерова. Нет худа без добра. Детали опускаю. На этом сегодня остановимся. Не забудьте про Post scriptum…
P. S.
Прочитала ещё раз повести Антоновича, Якутова и Пронько(Машеровой) -- до начала войны, а статью Анатольева и Дединкиной – полностью.
Проект “Декрета”, написанный Пом. Нар. Ком. Ин. Дел. Чичериным (на бланке Народного Комиссариата по иностранным делам) с правкой Пред. Сов. Нар. Ком. В. Ульянова(Ленина), читала особенно внимательно: документ исторический, знакомый со школы, а вижу впервые, в Интернете черновик не встречала. Почему его никто не показал? Восполняю пробел: здесь Xerox-копия с Xerox-копии в Библиотеке БГУ (Минск).
С “Декретом” всё понятно: в нём учтены все нюансы в работе органов власти, связанные с новым исчислением времени.
А вот с датой рождения Машерова – полный абсурд: даты 13 февраля 1918 года не существует в границах бывшей Российской империи. А в паспорте Машерова она есть!!! Разумеется, эта же дата -- и во всех иных документах. Дурьдом? Нечто хуже…
Можно понять О.М. Пронько(Машерову), сестру П. Машерова, а как понять Антоновича, Якутова, журналистов и историков? Самый корректный комментарий – No comments.
Правда, Антонович всё же подстраховался -- попробовал перехитрить дотошных читателей, обмануть их ещё раз, но уже изощрённо: в первом издании повести в примечании “Вместо эпилога” написал: “П.М. Машеров родился 13 (26 по новому стилю) февраля 1918 года в деревне Ширки Сенненского района Витебской области в бедной крестьянской семье”.
Хитрость не удалась: по “Декрету” должно писать так: “26(13) февраля 1918 года”, без пояснения. Но такая дата, даже правильно написанная, не нужна никому: книга издана в 1993 году.
"Зачем же нужны фальсификации семье Машерова и его биографам?" -- повторяю вопрос для себя.
О “бедности крестьянской семьи” Мирона Машеры коротко сказать невозможно, потому – только штрихи в расчёте на читателей, которые знают “азбуку жизни” того периода.
Мирон Машера мог вернуться с войны домой не раньше июля 1917 года.
Отец сказал мне, что если бы Мирон был и богатым крестьянином, построить большой дом (с сенями и сараем) за 1,5 года нереально по сугубо технологическим процессам. Вывод: за этой нереальностью скрыто какое-то очень важное для семьи реальное событие, о котором дети Мирона и авторы повестей предпочитают умолчать. Но то, что он был богатым относительно других крестьян, очевидно. Возможно, самым богатым в небольшой, 20 дворов, деревеньке. Швейная машина “Singer” – подтверждение тому. И учить четверых детей мог только богатый крестьянин. Да и биографы не упоминают, чтобы ещё чьи-то дети из деревни ходили в школу или учились в техникуме и институте, как дети Мирона. Безусловно, есть и иные мотивы для умолчания об односельчанах, товарищах-одногодках Петра, даже родственниках семьи. Какие?
До 1928 года в хозяйстве Мирона Машеры были две коровы. Разумеется, и конь: коня не было только у самых-самых бедных крестьян. Куда же девалась одна корова в 1928 году? Ответ – в биографической повести Ольги Мироновны: старшая дочка Матрёна, ей было 20 лет, вышла замуж – родители отдали корову в приданное. Она с мужем жила в Витебске в его доме.
А о чём же пишет В. Якутов? У него всё перемешано, перепутано, нагромождено и не стыкуется, нечто такое: в огороде -- бузина, а в Киеве – дядька.
Кто из читателей не понял мой риторический вопрос с коротким комментарием, прочитайте ещё раз цитату от Владимира Якутова. А кому интересно самому во всём разобраться, читайте повести внимательно. Мне об этом говорил Андрей Павлович, а я говорю Вам, уважаемые читатели.
Комментарии
Отправить комментарий